Просто о сложном — разберем муниципальный бюджет

11 ноября 2017 г. на внеочередном заседании Совета депутатов был рассмотрен в первом чтении проект бюджета  нашего муниципального округа Алексеевский. Проект в первом чтении был принят и ушел на публичные слушания, которые состоятся 14 декабря 2017 (начало в 18:00, место проведения – управа Алексеевского района, 2-й этаж, актовый зал).

В преддверии публичных слушаний по проекту бюджета как председатель бюджетно-финансовой комиссии Совета депутатов хочу детально разобрать формирование бюджета и предвосхитить возможные вопросы, связанные со статьями расходов. Сразу оговорюсь, действующее московское законодательство крайне ограничивает  полномочия депутатов в распоряжении муниципальным бюджетом, жестко регламентируя его нормативами, которые спускаются сверху из бюджета города Москвы.

Итак, для начала рассмотрим сравнение бюджетов 4-х муниципальных округов.

Начнем с доходов. Доходная часть бюджета муниципального округа формируются за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ), работающих на предприятиях, зарегистрированных в районе.

Как можно видеть, доходы бюджетов различных муниципальных округов в пределах «старой» Москвы удивительно схожи, несмотря на разное количество жителей. Особенность этой схожести заключается в так называемом «нормативе отчислений», который спускается из бюджета города Москвы и определяется Департаментом финансов.

Норматив отчислений от НДФЛ в бюджеты муниципальных округов установлен в размере всего лишь в доли процента всей суммы уплаченного налога на доходы физических лиц. Так этот норматив для района Алексеевский определен в размере 0,2795%, в Останкино это 0,195%, в других районах цифры могут отличаться, но везде норматив отчислений остается в рамках статистической погрешности. Ключевой вопрос — откуда берется эта цифра? Все очень просто, она подгоняется, чтобы бюджет муниципального округа составил примерно 15-16 млн рублей, которые можно потратить лишь на определенные вещи, прописанные законами Москвы (главным образом содержание администрации муниципального округа)

Подробнее о формировании бюджета муниципальных образований можно посмотреть в Законе (законопроекте) города Москвы «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» – статья 5 и Приложение 9.

Тут стоит сказать, что за пределами «старой Москвы» полномочия местного самоуправления намного больше. Так, к примеру, в бюджет городского округа Троицк направляется 58,6% налогов на доходы физических лиц плюс другие налоги, а также бюджетные субсидии и ассигнования, при этом местный бюджет Троицка с населением 60 тыс человек в 2017 году составляет более 2 млрд рублей (в 160 раз больше чем Алексеевского). В старой Москве же большинство функций (и соответственно денег) закреплены не за местным самоуправлением, а за исполнительной властью в лице управ, префектур и департаментов Правительства Москвы. Но вернемся к нашему муниципальному округу.

Взглянем теперь на расходы. Основной статьей бюджета любого муниципального округа (70-80% всех расходов) является содержание администрации. Эта ситуация практически ничем не отличается от района к району. И связано это опять же с нормативами расходных статей.

Рассмотрим мы эти расходные статьи уже на примере нашего бюджета. Сомневаюсь, что кто-нибудь до этого проводил столь подробный анализ бюджета. Но оно стоило того, чтобы показать жителям реальную картину.

Все расходы тоже определяются тремя нормативами, наследуемыми из приложения к бюджету города Москвы (Приложение 13 «Нормативы обеспечения расходных обязательств для определения минимальных расходов бюджетов муниципальных округов на 2018 год»  к проекту закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов») .

Нормативы обеспечения расходных обязательств для муниципального округа Алексеевский:

Первый норматив предусматривает расходы 13,1 млн рублей (80% всего бюджета муниципального округа) на деятельность администрации муниципального округа

Официально это называется расходные обязательства  по полномочиям по решению вопросов местного значения, предусмотренных пунктами 1-4, 6, 10-12, 16-18, подпунктами «в», «г», «д», «и», «к» пункта 19, пунктами 20-24 части 1 статьи 8, пунктами 1, 2, 4, 6.1 части 1 статьи 8.1 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»

Все эти пункты, указанные в статье относятся только к одному виду расходов — расходы на деятельность администрации. И это нормативный расход, означающий, что данную сумму можно потратить только на содержание аппарата и его функционирование (смотрим статью 8 закона №56 Об организации местного самоуправления в городе Москве и убеждаемся, что вопросы, перечисленные в этой статье, относятся к ведению администрации.

Этот норматив тратится в основном на фонд оплаты труда муниципальных служащих – главы и  сотрудников администрации (всего в администрации работают пять человек). Размер окладов муниципальным служащим также регламентирован нормативными документами. Помимо заработной платы законодательство Москвы предусматривает достаточно щедрый социальный пакет сотрудникам администрации – компенсацию за медицинское обслуживание, за неиспользованную санаторно-курортную путевку, доплаты к пенсиям (предвосхищая возможные вопросы – фамилии Фенёвой М.А. в данном списке нет, все доплаты ей выплачивает Департамент социальной защиты населения), санаторно-курортные путевки и оплату проезда до мест отдыха вышедшим на пенсию сотрудникам. Также в этот норматив входит оплата текущих расходов на функционирование администрации (услуги связи, канцелярские принадлежности, уборка помещения, коммунальные платежи и т.п.)

Подробная разбивка представлена в таблице по ссылке.

Ни на какие другие цели эти 13 миллионов потрачены быть не могут. Как бы нам не хотелось. Любая другая трата этих средств будет признана нецелевым расходованием и повлечет за собой визит надзорных органов.

Второй норматив предписывает заложить 182 тыс рублей в год  на оплату проездных на общественный транспорт для депутатов.

И последний, третий норматив, в рамках которого у депутатов действительно есть возможность чуть большего проявления инициативы по распоряжению деньгами. По этому нормативу 2,97 млн рублей мы можем направить (этот норматив складывается из 37 рублей умноженных на 80 300 жителей района ) «на реализацию иных  полномочий». Потратить эти деньги депутаты могут только на следующее: проведение праздников, информирование населения, развитие патриотизма.

В рамках данного раздела в проект бюджета бюджетно-финансовой комиссией были внесены некоторые правки, дозволенные бюджетным кодексом (увеличены расходы на информирование жителей за счет праздничных мероприятий).

Детальная разбивка всех расходов с комментариями представлена в таблице

Ссылка на таблицу в отдельном окне

Если резюмировать, местное самоуправление в Москве практически не обладает полномочиями даже в вопросах распоряжения до неприличия малыми бюджетными средствами своего округа. Бюджет связан нормативами, за рамки которых выйти не представляется возможным. Я уверен, что депутаты всех муниципальных образований должны поднимать эти вопросы и совместно добиваться расширения полномочий местного самоуправления.

Приглашаю жителей 14 декабря 2017 на публичные слушания по проекту бюджета, на которых каждый из вас сможет задать вопрос депутатам — членам финансово-бюджетной комиссии, сотрудникам администрации и внести свои предложения в проект бюджета.

Место проведения слушаний: проспект Мира, д. 104, управа Алексеевского района, 2-й этаж, актовый зал.

 

Артем ГУЦАЛЮК,

председатель бюджетно-финансовой комиссии Совета депутатов муниципального округа Алексеевский

Комментариев нет

Оставить комментарий
Войти с помощью: